Об ответственности за умышленное заражение животных

Пожизненное наказание грозит за диверсии в животноводстве

 

Правительственный законопроект, который предусматривает, в том числе введение уголовной ответственности за умышленное заражение сельскохозяйственных животных патогенными микроорганизмами, Госдума России одобрила в первом чтении на пленарном заседании 6 декабря 2022 года.

ответственность за умышленное заражение животных

Изменение предлагается внести в статьи 205 и 281 Уголовного кодекса РФ (статьи «Террористический акт» и «Диверсия»).

 

Как следует из пояснительной записки к документу, в действующей редакции Уголовного кодекса ответственность по указанным статьям предусмотрена только за посягательство на объекты техносферы и жизнеобеспечения населения. На компоненты природной среды ответственность не распространяется. По мнению авторов поправок, в современных условиях экономическая безопасность страны может быть существенно ослаблена «посредством преднамеренного выведения из хозяйственной деятельности трудоспособного населения, заражения сельскохозяйственных животных и растений, приведения в негодность пищевых и сырьевых ресурсов».

«Одним из наиболее вероятных способов совершения вышеназванных диверсионных действий может стать использование патогенных биологических агентов (патогенов), вызывающих возникновение эпидемий, эпизоотий и распространение эпифитотий», – говорится в пояснительной записке.

То есть умышленное использование биологических патогенов могут признать терактом или диверсией. Максимальное наказание за эти преступления – пожизненное лишение свободы.

«Введение уголовного наказания за умышленное заражение сельхозживотных или растений опасными инфекциями – важная и давно назревшая мера. От нее зависит обеспечение продовольственной безопасности нашей страны, и она, безусловно, повлияет на практику агрострахования», – прокомментировал законопроект президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. Он отметил, что в соответствии с проектом каждый случай умышленного заражения сельхозживотных или растений будет проверяться следственными органами на предмет террористической или диверсионной деятельности, а возникновение эпизоотических очагов – привлекать внимание правоохранителей.

«Согласно имеющейся практике агростраховщиков, при расследовании обстоятельств  страхового события выясняется, что распространение опасных для сельского хозяйства инфекций в большинстве случаев связано с человеческим фактором. Но чаще речь идет о халатности, хотя некоторые случаи вызывали серьезные вопросы насчет умышленности», – отметил Корней Биждов. В практике агростраховщиков более 90% страховых выплат за утрату поголовья приходится на возмещение убытков, наступивших в результате вспышек особо опасных инфекционных болезней животных.

Источник: АО «Велес»