Паводки в регионах
Какие эпизоотические риски несут паводки в регионах
Регионы Приволжья и Зауралья в апреле 2024 года ушли под воду. Самая сложная ситуация сложилась в Оренбургской и Курганской областях. Но страшнее то, что вместе с водой в регионы могут прийти ящур, сибирская язва, бруцеллез, сап и ряд других инфекционных болезней животных, возбудители которых способны продолжительное время находиться в вирулентном состоянии. Какие меры принимаются для того, чтобы не допустить ухудшения эпизоотической ситуации, разбиралась «Ветеринария и жизнь».
Оренбуржье под водой
Самая сложная ситуация сложилась в Оренбургской области.
В связи с паводком в Оренбуржье даже объявили режим чрезвычайной ситуации федерального значения. И хотя сейчас в большинстве районов уровень рек уже понижается, подтопленными к концу апреля оставались свыше 15 тыс. домов и 22 тыс. приусадебных участков, сообщили в региональном управлении МЧС России.
Спасатели откачивают воду и продолжают мониторинг обстановки на лодках и машинах высокой проходимости. Но это только начало работы по ликвидации последствий паводков. Как рассказали «ВиЖ» в управлении Россельхознадзора по региону, сейчас самая главная задача – обеспечить эпизоотическую безопасность. Для этого в регионе разработали план по обеспечению эпизоотического благополучия и ветеринарной безопасности.
«Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области организована круглосуточная работа горячей линии по вопросам обеспечения ветеринарной безопасности и сохранения эпизоотического благополучия. Население региона оповещено о мерах, которые необходимо предпринять в случае обнаружения трупов павших животных и птиц, а также о необходимости проведения вакцинации сельскохозяйственных и домашних животных», – прокомментировали в пресс-службе ведомства.
Специалисты управления вместе с добровольцами уже почти на протяжении месяца ежедневно не только помогают эвакуироваться людям, но и вызволяют оставленных животных. Большинство жителей чаще всего эвакуируются вместе с питомцами, но бывают случаи, что кто-то в спешке забывает забрать домашнее животное, кто-то не может его быстро найти, когда вода прибывает. Еще сложнее с сельскохозяйственными животными. «Вот они, родимые, курочки мои», – говорит житель частного дома в затопленном Орске. На опубликованных им кадрах видно, как птицы забрались на крышу курятника и ждут помощи. Добраться до них местный житель не может, поскольку сам находится на крыше дома в ожидании спасателей.
За время паводков в регионе удалось спасти уже свыше 400 оставленных домашних и сельскохозяйственных животных, уточнили в управлении. «Все найденные животные размещаются в пунктах временного содержания», – добавили в ведомстве.
К сожалению, спасти удается не всех. «По состоянию на 17 апреля мы фиксируем гибель 262 кошек и собак, 3,9 тыс. домашней птицы, 25 свиней, 186 голов мелкого рогатого скота и 22 голов крупного рогатого скота, 271 кролика, а также двух лосей из Державинского лесничества», – прокомментировали в пресс-службе Управления Россельхознадзора по Оренбургской области.
В Управлении ветеринарии Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подчеркнули, что трупы погибших животных представляют большую угрозу распространения болезней при половодье.
Сейчас в Оренбургской области работают 12 бригад, которые собирают биологические отходы и дезинфицируют места, где эти отходы были обнаружены. «Найденные отходы сжигают на территориях скотомогильников, расположенных вблизи Орска и Оренбурга, с соблюдением требований ветеринарного законодательства по уничтожению биологических отходов», – рассказала главный специалист отдела противоэпизоотических мероприятий управления ветеринарии Минсельхоза Оренбургской области Лариса Андюкаева.
К счастью, к самим скотомогильникам вода так и не подобралась, уточнили в пресс-службе регионального управления Россельхознадзора. «Мы вместе со специалистами госветучреждений области проводили выездные обследования территории, занятой под скотомогильники, в том числе сибиреязвенные. Угрозы их подтопления нет», – добавили в ведомстве.
К настоящему времени специалисты управления утилизировали 25,9 тонны животноводческой продукции и провели дезинфекцию подворий на общей площади свыше 547 кв. м, и эта работа продолжается.
Страховщики говорят о повышенных рисках
Страховые компании тем временем пообещали быстро оказать помощь всем агрохолдингам и мелким фермерам, которые были застрахованы от риска паводков в регионе. Как отметил президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов, риски сохраняются не только для частных подворий, но и для промышленного животноводства. В качестве примера он привел случаи затопления молочной фермы «Белое озеро» в Оренбургской области, где содержалось свыше 1,3 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС). Руководство этой фермы заявило, что, возможно, придется отправить поголовье на убой. Кроме того, под угрозой затопления оказалось ЗАО «Глинки» в Курганской области, где также содержалось 1,3 тыс. коров. Скот успели перегнать во временные загоны, построенные после объявления ЧС в регионе.
«Происходящее в зоне паводка наглядно демонстрирует, что животноводство всех направлений нуждается в проактивном управлении рисками – заблаговременно продуманных сценариях реагирования на угрозы, в том числе и за счет страхования», – отметил президент НСА Корней Биждов.
Он подчеркнул, что сегодня ответственнее всего к вопросам агрострахования в животноводстве подходят птицеводы и свиноводы. Это связано с высокими рисками распространения опасных болезней для данного поголовья. «Однако следует обращать внимание и на другие угрозы, в том числе для крупного и мелкого рогатого скота», – добавил Корней Биждов.
По данным НСА, в Оренбургской области на момент возникновения ЧС было застраховано 78% промышленного поголовья свиней (141 тыс. голов), 26% поголовья птицы (1,4 млн) и 4% поголовья КРС (10 тыс. животных). В Курганской области застраховано 70% промышленного поголовья птицы (516 тыс. голов), 16% поголовья свиней (7 тыс.) и менее 1% КРС (0,5 тыс. голов). «Наибольший охват страхованием – в Тюменской области, где застрахован 71% поголовья свиней (175 тыс. голов), 71% птицы (175 тыс. голов), 29% КРС (42 тыс. голов)», – сказал Корней Биждов.
Справиться с последствиями
Чтобы ликвидировать последствия наводнений, нужно провести большую работу, отметил руководитель информационно-аналитического центра Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») Антон Караулов. На пострадавших от наводнения территориях возникает сразу несколько рисков, связанных с распространением эпизоотий. Это и передача возбудителей воздушно-капельным путем, и заражение воды и продуктов питания, в том числе кормов для животных, рота- и норовирусами, адено- и энтеровирусами, вирусом гепатита, а также риск распространения природно-очаговых инфекций: лептоспироза, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, туляремии, иерсениозов, листериоза.
На пострадавших территориях возникают также новые места обитания грызунов и кровососущих членистоногих, нарушается баланс сформированного экологического равновесия. Наконец, есть риски разрушения учтенных и, что еще более опасно, неучтенных сибиреязвенных скотомогильников, предупреждает эксперт.
«В связи с увеличившимися рисками необходимо на всех территориях реализовать оперативный эпидемиологический и эпизоотологический контроль, направленный на анализ динамики и структуры возникающей заболеваемости людей и животных, визуальное и лабораторное обследование среды и другие мероприятия», – пояснил руководитель информационно-аналитического центра. Он добавил, что во все регионы, которые столкнулись с наводнением в этом году, Россельхознадзор уже передал рекомендации по проведению профилактических мероприятий, чтобы не допустить распространения эпизоотий. «Они подразумевают учет всех видов домашних животных по факту их обнаружения, отлов безнадзорных животных, проведение необходимых обработок и вакцинацию. Особое внимание направлено на проверку качества обустройства скотомогильников и на дополнительные мероприятия контроля их обслуживания», – развил мысль Антон Караулов.
Он отметил, что успех этих мероприятий будет зависеть не только от слаженной работы по надзору за состоянием здоровья популяции животных и четкой реализации программы профилактики, но и от действий обычных граждан. «Население должно в полной мере подключаться к данной работе: необходимо обязательное оперативное уведомление ветслужбы о любых подозрениях на неблагополучное состояние домашних животных, большее внимание к торговле живыми животными, недопущение незаконного перемещения животных и животноводческой продукции», – резюмировал он.